Материал по подготовке к проблемному обобщающему уроку по теме "Дом, где разбиваются сердца". Произведения для анализа: рассказ А.Солженицына "Матренин двор", повесть Ф. Абрамова "Пелагея". Цели подготовительной работы: приучение к самостоятельному мышлению, приобщение к внимательному чтению текста, активизация интереса к языку произведений, стимулирование творческих возможностей ребят.
І. Подготовка сообщения по вопросу "Кого можно считать нравственным человеком". Выводы после сообщения: 1. С чувством собственного достоинства (уважая себя, уважая других); 2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг; 3. Умеющего одухотворенно работать не ради одних денег; 4. С четким представлением о добре и зла того, кто противостоит злу; 5. Неравнодушность к чужой беде и страданиям; 6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на больные вопросы. Категории
нравственность добро совесть честь стыд порядочность милосердие справедливость трудолюбие безнравственность предательство цинизм эгоизм лицемерие ханжество приспособленчество корыстолюбие
ІІ. Определить по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни. Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за свое общественное поведение. Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Смысл жизни – морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей.
ІІІ. Подобрать эпиграфы к уроку. Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотинится. Ф.Искандер У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. А.И. Солженицын Им жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд, А кони все скачут и скачут, А избы горят и горят Н. Коржавин
ІV. Вопросы учащимся для подготовки к уроку. 1. Вспомните с какой сцены начинается роман М.Шолохова "Тихий Дон". Чем объяснить такое начало произведения? Что значит дом для главного героя романа? 2. Найдите описание домов Матрены в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" и Пелагеи в повести А. Абрамова. Какой символический смысл вкладывает Ф. Абрамов в отрезы, которые каждый год развешивает Пелагея дома и во дворе для просушки? Какую символическую роль играют фикусы в рассказе "Матренин двор"? 3. Как относятся к Пелагее и Матрене односельчане, родственники? 4. Какую роль в жизни героинь играет труд? 5. Как одной героине удалось окружить себя, несмотря на тяжелое время (50-ые годы) относительным благополучием, а другая живет в крайней бедности? 6. По каким законам строят "свой дом" обе героини? Почему одна из них в конце жизни пришла к выводу, что жила не так? 7. Как вы понимаете смысл названия урока "Дом, где разбиваются сердца"? в какой из героинь отразился русский национальный характер?
Выводы: 1. Дом – это не только живое здание. Дом – это еще отношения между людьми. Если дом строится только на стремлении к материальному благополучию, он обречен на погибель. Настоящий дом строится на нравственных основаниях – любви, добре, чуткости к чужим бедам, справедливости, трудолюбии. 2. Казалось бы, трудолюбие, выносливость, материнская жертвенность Пелагеи крепят основы ее дома. Но все в судьбе ее оказывается выморочным из-за того, что лучшие национальные черты героини извращены корыстью, приобретательством, ложным пониманием престижности. Постепенное нравственное оскудение Пелагеи приводит к полному моральному опустошению ее дочери Альки. 3. Матренин двор – символ особого устройства, "лада", где есть труд и честность, доброта, терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Если Пелагея отгорожена от жизни родного села меркантильными интересами, то Матрена живет по канонам, завещанным предками, по правилам, о которых не говорят, но считают их незыблемыми. Первоначальное название рассказа – "не живет село без праведника". Праведницей автор называет Матрену, ведь "грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила". И еще: "У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей". 4. В конце жизни Пелагея осталась одна. Ее одиночество – расплата за отступничество, за предательство – она предала не только мужа, но и дочь, ведь ее молодую, неопытную, не остерегла, сама толкнула в объятия проезжего офицера. Матрена тоже одинока. Многие в селе считают, что она не умеет жить, не умеет извлечь выгоды для себя, в колхозе часто работает "за так". Одиночество и гибель Матрены – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий, искажение представлений о нравственном идеале.
Учитель русского языка и литературы МОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа" Норенко В.Р.