В настоящее время остро стоит вопрос об экологическом состоянии "жемчужины всего человечества" – озера Байкал. Это священное море расположено в Сибири, на территории республики Бурятия. Байкальская природная территория включает в себя 4 субъекта РФ (республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ) и непосредственно озеро Байкал, находящееся в федеральной области. В свою очередь она состоит их трех экологических зон: 1. центральная экологическая зона – включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру водоохранную зону, а так же особо охраняемые природные территории рядом с Байкалом; 2. буферная экологическая зона – территория за пределами центральной экологической зоны, в нее входит водосборная площадь озера Байкал в пределах территории России; 3. экологическая зона атмосферного влияния – территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории РФ, шириной до 200 км на запад и северо-запад от озера, на которой расположены хозяйственные объекты, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал. Проблема: сохранение и преумножение уникальной экологической системы Байкала. Цель проекта: научить учащихся и население выявлять и решать экологические проблемы села Читкан и прилегающих к нему территорий, так как река Читкан – источник водных ресурсов байкальского региона.
Задачи проекта:
– исследование экологической обстановки в окрестностях села Читкан, проведение анализа пробы воды в реке Читкан и других источниках; – изучение флоры и фауны лесного массива; – постановка проблемы и ее решение с привлечением учащихся, местного населения, лесхоза, работников БПНИ, сельской администрации; – повторный анализ пробы воды; – итоги проделанной работы в виде оформления фотодневника, выставки и творческого отчета. Методы реализации проекта: – исследование; – обучение; – творческая деятельность; – сотрудничество детей и взрослых.
Механизмы реализации проекта:
Проект – цель, принятая и осознанная детьми, актуальная для них. 1. Изучение экологической обстановки в окрестностях с. Читкан по берегам р. Читкан. Фотографирование. Взять пробу воды на разных участках р. Читкан (до села, в селе, в месте соединения р. Читкан и р. Кулутай), измерить высоту столба воды в реке в среднем. 2. Исследование пробы воды (с помощью санэпиднадзора, либо в лабораторных условиях). 3. Изучить флору и фауну лесного массива в окрестностях с Читкан (какие виды редких растений встречаются, их плотность на 1 м2 и т.д.) 4. Вынести полученные данные на собрание школьного самоуправления, сформировать проблему, предложить пути их решения. 5. Обратиться за помощью в лесхоз, сельскую администрацию, к местному населению. 6. Провести совместно субботник. 7. Взять пробу воды. Отметить результаты. 8. Итоги. Оформление выставки, фотоальбома, творческого отчета.
Календарный план
Основные этапы проекта, мероприятия, сроки исполнения, исполнитель мероприятия 1 Изучение экологической обстановки I неделя 24-30 апреля Однодневный поход 2 Взятие и исследование пробы воды и высоты столба воды в реке II неделя 3-5 мая Анализ 3 Изучение флоры и фауны лесного массива в окрестностях с. Читкан III неделя 10-12 мая Беседа с Пыткиным В.И., изучение литературы 4 Собрание школьного самоуправления IV неделя 15-19 мая 5 Постановка проблемы в сельской администрации V неделя 22-26 мая Собрание 6 Субботник V неделя 27 мая 7 Исследование пробы воды и высоты столба воды в реке VI неделя 29 мая – 2 июня Анализ 8 Итоги. Отчет. Поход к озеру Байкал VII - X неделя 5-30 июня Творческий отчет, выставка, фотоальбом
Ожидаемые результаты
В итоге проекта намечено достичь: – Очистка окрестностей и берегов реки Читкан от мусора. – Сколько человек населения пришло на собрание, принимало участие в субботнике. – Изучить состав воды в реке и колодцах, сравнить результаты с ПДК. – Проследить улучшение или ухудшение состояния источников и водоемов, уровень столба воды в водоемах.