МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа"Суббота, 27.04.2024, 23:20

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Вход

Меню сайта

Категории раздела
Статьи Прокушева В.И. [6]
Внештатный корреспондент газеты "Баргузинская правда"
Интересное [0]
Школьные статьи [27]
Разное, школьная жизнь
Информатика и ИКТ [8]
Статьи, инструкции, ремонт и настройка ПК, системному администратору, настройка OC Линукс(Linux)
Статьи учеников [18]
Сочинения, рассказы, стихотворения и т.д.
Физкультура [11]
Статьи, методические разработки по физической культуре
Русский язык и литература [1]
Cтатьи и материал по русскому языку и литературе
Технология [2]
Статьи, поурочные разработки, тематическое и поурочное планирование
Уголок здоровья [4]
Статьи на медицинские темы
ОБЖ [2]
Гражданско-патриотическое воспитание, зарницы, смотры, сборы и т.д.
История [3]
Статьи, поурочные разработки и т. д.
Обществознание [0]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените сайт Читканской школы
Всего ответов: 106

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Статьи учеников

Михаил Горбачев и эпоха перестройки.(Реферат)
 
Вступление.

В  словаре и хрестоматии "Современная философия" понятию личность дается следующее определение: " Личность – это термин, обозначающий  целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Это человек со своими социально – обусловленными индивидуально - выраженными качествами: интеллектуальными, волевыми, эмоциональными. Научное понимание личности основывается на марксовом понимании ее как совокупность общественных отношений.
    Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Личность – понятие конкретно – историческое. В условиях первобытного общества в силу нерасчлененности общественных функций отдельный человек не мог стать личностью.
Дальнейшее развитие общества приводит к тому, что человек все больше выделяется из непосредственного слияния с родом, осуществляет многообразные социальные функции и развивает в себе личностные качества. Каждое общество формирует присущий ему тип личности: свободный человек античного мира, личность христианского средневековья, личность эпохи Возрождения и т.д.".
    Когда разговор о человек ведется среди обывателей, то, как правило, утверждается, что человеческая сущность – врожденное качество, личность – благоприобретенное. Человеческую сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, изменяя обстоятельства. Она может быть даже утрачена. В свою очередь, человеческая сущность является базисом физического и умственного состояния человека.
    Хрестоматийное определение понятия "личность" выделяет два его основных значения:
•    Первое подчеркивает социальную значимость личности. Личность есть человеческий индивид, активный, целеориентированный субъект отношений и сознательной деятельности.
•    Второе значение указывает на достаточно устойчивое проявление социально – психологического облика человека. Здесь личность выступает как совокупность постоянных и определенных социально – значимых черт, характеризующих индивида.
Личность всегда отличается от обывателя, ибо она в своих поступках и решениях сопряжена с принятием определенной системы ценностей. Личность - есть своеобразный носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в словесной, и в предметных формах бытия. Поэтому считается, что личность может "сделать" саму себя, то есть  строить свою жизнь, сообразуясь с идеальным  планом- замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства.
    Личность всегда нуждается в самовыражении. Утверждение, что личность есть органическая целостность, а не конгломерат  случайным образом проявляющихся черт и особенностей, правомерно. Правомерно и ожидание самотождественности личности.
    Личность – это неповторимая уникальная субъективность, осваивающая мир и окрашивающая его  глубинными смысловыми оттенками. Она направлена на совершенствование себя и общества, стремится к существованию в сообществе достойных, гармоничных личностей. Переживания личности неизбежно соотнесены с ценностями. Многообразие определений понятия личности имеет то общее основание, что, будучи личностью, человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам.
    Всякий раз, когда человек получает сильное чувство значимости, он активизирует свои способности. И напротив, когда он находится в состоянии безразличия (а часто такое состояние воспринимается как желанное), потенции сознания не используются.
    Человек должен изжить из себя пороки, которые, как и любые знания, исходят в виде вибрационных энергий от человека, несущего в себе: эгоизм, обиду, зависть, презрение, злобу, корыстолюбие, жестокость, месть, ревность, унижение, обман, одержимость. Человек должен стремиться приобрести духовные качества внутреннего самосознания души: доброжелательность, терпимость, сострадание, прощение, радость и любовь ко всему.
В этом своеобразное решение проблемы сохранения личностного начала на длительный срок.
    Теперь о личности современного политика. Он не питает ни вечной любви, ни вечной ненависти ни к одному из учреждений и ни к одной из идеологий. Его цели могут быть устойчивы или изменяться под влиянием рассуждений, скуки, опыта или желания произвести впечатление. Он может пытаться достичь цели либо в одиночку, либо с помощью организованной группы.
    Существует представление, чем разница между гениальным и обычным человеком состоит в том, что гениальный человек обладает большой способностью устойчиво фокусироваться на своем действительном предназначении, в то время как обычный постоянно упускает из виду цель, меняя ее всякий раз. Глубокое осознание цели – очень сильный рычаг, способный изменить жизнь, опровергнуть укоренившиеся привычки и черты характера. Можно вести речь  о полной трансформации сознания, сконцентрированного на достижение определенной цели.
    Таким образом, политическая элита – это не наследственный, а функциональный тип. Именно одаренные выходцы достигают верхнего яруса, вливаясь в состав избранных – политической элиты.
Впрочем, на деле члены элитной политической группы далеко не всегда озабочены тем, чтобы в нее были приняты лучшие претенденты. В действие вступают иные мотивы: подбор претендентов не по профессиональным достоинствам, а в соответствии с личной симпатией; желание видеть в группе своих (а не "чужих")  учеников, преемников; стремление не допустить в нее конкурентов и вообще тех, кто может захватить лидерство и оттеснить старых ее членов на вторые роли; включение в свой состав "сильных мира сего".


Михаил Горбачев и эпоха гласности.

    К действующей политической элите можно отнести и личность Михаила Горбачева – последнего руководителя КПСС, первого и последнего Президента СССР. Михаил Сергеевич Горбачев – личность неоднозначная в российской истории до сегодняшнего дня.
    Родился Горбачев в станице Привольной Ставропольского края. Учась в школе, работал помощника комбайнера, в 18 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, вступил в ряды КПСС. В 1950 году поступил на юридический факультет МГУ, позже заочно окончил сельскохозяйственный институт. Научной карьере, которой посвятила себя его жена – Раиса Максимовна, Михаил Сергеевич предпочел общественно – политическую деятельность в комсомоле.
    В 1960 году он стал  Первым секретарем краевого комсомола. Для дальнейшего успешного продвижения у Горбачева были все данные: крестьянское происхождение, два высших образования, организаторские способности, проявленные на комсомольской работе, умение ладить с людьми, уважительное отношение к старшим товарищам по партии. За относительно короткий срок он становится первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, а затем руководителем партийной организации края.
     В 1978 году,  хорошо зарекомендовавшего себя регионального лидера, лично известного высшим руководителям  партии, приезжавшим отдыхать на курорты края, переводят в Москву, в центральный аппарат партии, где Михаил Сергеевич Горбачев занимается претворением в жизнь аграрной политики партии.
В составе руководства КПСС, средний которого приближался к 70 годам, Горбачев выглядел "белой вороной", но именно это обстоятельство открывало перед ним перспективу выдвижения на первые роли.
    После смерти К.У. Черненко Михаил Сергеевич Горбачев занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Представитель молодого поколения партийной номенклатуры, он отличался динамизмом, коммуникабельностью, образованностью.
    Прежде чем перейти непосредственно к вопросам реформ, начатых в 1985 году, представляется целесообразным обратить внимание на то, каким представлялось советское общество людям, которые проводили "перестройку". А. Черняев, работавший с Горбачевым в годы "перестройки", бывший его помощником, говорит, что к 1985 году советское общество "представляло собой глыбу, внутри которой перемешалось все: идеи и воспоминания о великой революции и чудовищные преступления сталинщины;  патриотизм строителей сверхдержавы, ради которой принесено столько жертв, вложено столько действительно самоотверженного труда, и полунищенский быт большинства населения; массовая образованность… и беспощадное подавление свободного слова, мысли, творчества; сверхбдительная цензура и пропаганда вместо информации; демократические декорации и полное бесправие людей перед лицом вездесущей и диктаторской власти партии в центре и на местах; куда ни глянь – бесстыдное попрание человеческого достоинства на каждом шагу, безнаказанный произвол сверху донизу: "человек – винтик" на службе слившихся партии и государства и поэтому – люмпенизированный народ с иждивенческой психологией; дешевизна продуктов… и вопиющее, унизительно низкое качество товаров… масса населения, включая подавляющую часть интеллигенции, погружалась в невежество".
    По словам М.С. Горбачева, партия поняла, "насколько серьезным оказалось положение в различных сферах нашего общества, сколь необходимыми были глубокие перемены. Непредвзятый, честный подход привел нас к неумолимому выводу: страна оказалась в предкризисном состоянии".
    На апрельском пленуме ЦК КПСС (1985г.) был провозглашен курс на ускорение социально – экономического развития страны. В стратегии ускорения были намечены три главных направления. Первое направление – резкое усиление социальной ориентации в развитии народного хозяйства, поворот в сторону приоритетного, первоочередного решения задач по повышению уровня жизни.
    Второе – перевод народного хозяйства на путь интенсивного развития, прежде всего на основе ускорения научно – технического прогресса. Третье направление – проведение радикальной реформы управления.
    Многочисленные поездки Горбачева по стране, его встречи с людьми, свободное общение с представителями средств массовой информации способствовали популярности провозглашенного курса.
    Однако первые шаги нового руководства свидетельствовали, что у него нет четкой и долговременной программы преобразований, что решения носят порой непродуманный характер. В таком стиле была начата кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
    Основной целью усилий в данной области объявлялось искоренение алкоголя из жизни социалистического общества. Для достижения этой цели предлагались следующие меры: проведение широкой антиалкогольной пропаганды, укрепление и активизация деятельности комиссий по борьбе с пьянством при исполкомах местных Советов, разработка общегосударственной комплексной программы профилактики и преодоления пьянства и алкоголизма.
    Уже в 1986 году стало ясно, что никакого ускорения не получается, и был выдвинут курс на перестройку. Он включал в себя определенные структурные  и организационные изменения в хозяйственных, социальных, политических механизмах, а также в идеологии – с целью достижения всего того же ускорения общественного развития.  Был принят ряд законов, предусматривавших повышения роли трудовых коллективов в жизни предприятий, внедрение аренды в сельском хозяйстве, в сфере услуг, перенесение центра тяжести с нового строительства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий, приоритетное развитие машиностроения.
    Для идейного подкрепления начатых реформ было заявлено, что нужно вернуться к истокам, к ленинскому наследию. В выступлениях высших руководителей появились ссылки на ленинские положения о необходимости планирования и хозрасчете, об умелом использовании  товарных и денежных отношений, материальных и моральных стимулов и т.д.
    М.С.Горбачев заявил о необходимости широкой демократизации всей жизни общества: "Только через демократию и благодаря демократии возможна сама перестройка". Однако разрешалась критика только отдельных недостатков, "перегибов", просчетов.
    Был провозглашен курс на гласность.  Перестройка началась тогда, когда всякое открытое инакомыслие в стране было подавлено и продолжало подавляться; … участие людей в выборах носило формальный характер, свободное волеизъявление отсутствовало; экономическая и политическая инициатива в народе и партии не поддерживалась; в бесправном и гонимом состоянии находились церковь, верующие и религиозная мысль… история страны и партии продолжала искажаться и умалчиваться… правда о жизни – сегодняшней и вчерашней – с трудом пробивалась в средства массовой информации…
    По словам М.С.Горбачева: "Перестройка – это переход к новой, современной модели социализма, к новым современным формам социалистического общежития. Как  быстрее получить на интересующие общество вопросы? Гласность – вот самый надежный инструмент ускорения".
    Официально гласность определялась как механизм публичной реализации политических свобод, формирования и публичного выражения общественного мнения и включало в себя: свободу  публичного выражения мнений по любому общественно – значимому вопросу и внесение предложений в соответствующие органы. В гласности видели "необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ  сопоставления и объединения всего многообразия существующих в советском обществе интересов".
    Гласность была не только лозунгом, она осуществлялась на практике. Постепенно доступной становилось все больше информации. В средствах массовой информации появлялись материалы, дававшие самостоятельную оценку прошлому и современным событиям, излагались различные точки зрения.
    Заявляя, что перестройка носит революционный характер, Горбачев и его соратники оговаривали, что речь не идет о политической революции, об отказе от руководящей роли партии, подчеркивали, что суть перестройки состоит в том, что она соединяет в себе социализм и демократию. Перестройка, говорили они, - это очередной этап революционного преобразования общества, начатого в октябре 1917 года.
    Одним из главных резервов в деле преодоления кризиса был назван человеческий фактор. Под этим словосочетанием подразумевалось возрождение и укрепление у советских людей чувства хозяйской ответственности и заинтересованности в общественных делах.
    Впервые за многие годы начали говорить о необходимости укрепления гарантий прав и свобод человека. Указами Президиума Верховного Совета СССР были установлены уголовная ответственность за зажим критики, порядок возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных органов и должностных лиц.
    Крупнейшей задачей перестройки было названо восстановление во всей полноте роли Советов, возвращение им политической власти, утерянной в результате возникновения административно – командной системы.
    Таким образов, в первые годы перестройки руководством страны предпринимались попытки добиться улучшения экономических показателей в основном с помощью внеэкономических стимулов и провести политическую модернизацию в рамках устоявшейся системы, слегка исправив ее, устранив наиболее вопиющие недостатки.
    В обстановке растущей гласности развернулась критика сталинизма, разоблачение преступления сталинского режима, реабилитация жертв репрессий. Критика сталинизма пошла вглубь, была выявлена его связь с существовавшей  в СССР тоталитарной системой. Критика стала затрагивать и Ленина, и, стало быть, идейные и организационные основы КПСС. В стране стала зарождаться многопартийность.
 В 1987 году была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине "дела" высших руководителей партии. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина – Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и другие.
    В 1989 году реабилитация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия "троек" и "особых совещаний" 30-х – начала 50-х годов, их внесудебные решения отменены, а осужденных – реабилитированы.
    Тогда же Верховный Совет СССР  принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны.
 Весной 1990 года 3 съезд народных депутатов СССР отменил 6 статью Конституции, провозглашавшую руководящую роль Коммунистической партии в жизни страны и общества.


Экономические реформы в СССР в конце 80-х – начале 90-х годов.

    Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния экономики страны и поиск путей выхода из создавшегося положения.
    Страна резко отставала от современных требований в области компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений научно – технической революции. СССР являлся крупнейшим в мире производителем угля, стали, обуви, но большинство товаров было неконкурентным на мировых рынках.
    Для такой огромной богатой ресурсами страны возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 году впервые за послевоенное время упала годовая добыча нефти.
    Различные варианты реформы обсуждались в научных кругах и партийном аппарате. Большинство ученых и политиков видели выход в переводе народного хозяйства на путь интенсификации. Для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страны страна нуждалась в высокоразвитой экономике.
    Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально – экономического развития страны. Провозглашая курс на ускорение, Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет "скрытых резервов" в короткий срок добиться подъема экономики. Предполагалось изменить инвестиционную и структурную политику, направив основные средства на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий, сократив до минимума финансирование незавершенного строительства новых объектов.
    Вскоре после Пленума ЦК был обнародован пакет правительственных документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения. Во главу угла политики ускорения поставили задачи демократизации, бюрократизмом, беззаконием. За короткое время был омоложен верхний эшелон руководства. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной верхушки. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС.
    Попыткой реальной поддержки снизу политики ускорения стало принятие закона о создании Советов трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями, начиная от выборов руководителей предприятия и кончая регулированием заработной платы.
    Несмотря на провозглашение курса ускорения 12-й пятилетний план, принятый на XXVII съездом КПСС, был составлен на основе методов и подходов прошлого. Резкое повышение темпов экономического роста оказалось очередной утопией и усилило разбалансированность экономики.
    Уже к концу 1986 года экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. В январе 1987 года наступил спад производства, что явилось началом экономического кризиса. Не последнюю роль в этом сыграла страшная чернобыльская трагедия, а с ней падение производства и технологической дисциплины. Первые три года перестройки показали, что все попытки преобразования экономики обречены на провал. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути продвижения вперед. Таким образом видно, что в первые годы перестройки руководством страны предпринимались попытки добиться улучшения экономических показателей в основном с помощью внеэкономических стимулов и провести политическую модернизацию в рамках устоявшейся системы, слегка исправив ее, устранив наиболее вопиющие недостатки. Итоги 1985-1987 года были  в экономике неутешительны: ускорения не получилось, проблемы в народном хозяйстве нарастали.
    Ухудшение экономической ситуации заставило руководство страны обратить серьезное внимание на ход и направление экономических реформ. Без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Для этого предлагалось передать трудовым коллективам право реального распоряжения средствами предприятий, развивать арендные отношения и индивидуально – трудовую деятельность, восстановить в правах кооперацию. В июне 1987 года Верховный Совет СССР принял "Закон  о государственном предприятии". Новый закон предусматривал расширение самостоятельности предприятий и демократизацию хозяйственной жизни. Разрабатывались и внедрялись три модели хозрасчета, различавшиеся уровнем свободы и ответственности, порядком распределения доходов.
    В июле 1988 года увидел свет "Закон о кооперации". В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Он предусматривал возможность создания различных кооперативов, в том числе на базе государственных предприятий. Кооперативный сектор развился гораздо быстрее, чем ожидалось. У государственной промышленности и сферы услуг появился конкурент. Партийная и   государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки.
    Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запреты вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм  хозяйствования. Таким образом, существовавшие  в 1987 –1990годы относительно благоприятные возможности для постепенного разгосударствления, восстановления рыночных  отношений собственности в формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены.
    В конце 80-х годов была начата и более масштабная экономическая реформа. Суть ее заключалась в переводе предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Существовавшая в СССР административная система управления экономикой состояла из трех основных элементов: жесткие административно – директивные задания, централизованная система материально- технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций.  "Сверху" не только определялось что делать, но фактически полностью предписывалось, из чего делать. Кроме того, насчитывалось примерно 200 тысяч нормативных и регламентирующих актов. Суть новой системы управления – переход на управление, преимущественно экономическими методами, усиление роли системы товарных и денежных отношений, повышение  значения прибыли и т.д. Намечались частичная децентрализация в установлении цен, введение элементов рынка. Вместе с тем, заявлялось, что рынок останется социалистическим, планово-регулируемым.
    Наряду с экономическими  методами регулирования экономики, вводились и меры административного характера. Например, государственная приемка изделий. "Руководство страны называло эту меру вынужденной, необходимой  для того, чтобы как-то встряхнуть предприятия, коллективы, заставить их все-таки делать вещи доброкачественные, а не переводить сырье и труд на низкопробную продукцию". На предприятиях вводился контроль со стороны новой структуры - независимой государственной инспекции, которая имела право снижать зарплату, лишать премий производителей некачественной продукции.
    Несмотря на все принятые меры, экономический кризис не только не прекращался, но и усиливался. Нужно было разрабатывать новую программу экономического развития. Среди предлагавшихся выходов были названы меры как экономического, так и неэкономического характера.
    Сторонники экономических мер преодоления кризиса придерживались двух точек зрения. Первая заключалась в том, чтобы закупить под зарубежные кредиты большую массу потребительских товаров, что должно было, по их мнению, оздоровить внутреннюю финансовую обстановку, удовлетворить платежеспособный спрос населения, полнее включить материальные стимулы к труду и таким образом выиграть время для кардинальной перестройки экономики. Сторонники этого пути делали акцент на его гарантированном эффекте, быстрой реализации, а критики подчеркивали временный характер достижимых выгод, возможность их отрицательного влияния на развитие собственного производства предметов потребления.
    Другие настаивали на приобретении импортного оборудования и технологий, позволяющих в относительно короткий срок резко увеличить ассортимент, объем и качество товаров массового спроса. Здесь также речь шла об иностранных кредитах, но их использование должно было послужить формированию собственной производственной базы, которая в последствии позволила бы ослабить зависимость от зарубежных источников финансирования. Но на реализацию этого плана требовалось минимум 3-5 лет, в то время как хоть какой – нибудь эффект нужен был немедленно.
    Реализовать эти планы руководство страны или не решилось, или на это просто не хватило времени. К тому же, по оценкам исследователей, Горбачев и его сподвижники постепенно теряли контроль над ситуацией в стране, а с 1989 года процесс реформирования вырвался из-под контроля, они уже не могли быть в авангарде событий.
    Распространенным явлением в 1988-1990 годах стало завышение действительной стоимости производимой продукции, т.е. проявился так называемый "групповой эгоизм предприятий. Четко обозначилась тенденция предприятий на увеличение любыми путями объемы прибыли. Эта прибыль направлялась прежде всего на оплату труда, материальное поощрение и социальное развитие коллектива. Так доля прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий страны, возросла  с 41% в 1980 году до 51% в 1990 году.
    Возрастание доли прибыли у предприятий привело к увеличению денежной массы у населения – при отставании роста производства. Повсеместно в 1990-1991 годах вынужденно в связи с этим вводится нормированное, талонное обеспечение населения продуктами питания и некоторыми товарами народного потребления. Возрастала инфляция. Падение жизненного уровня трудящихся привело к забастовкам.
    С 1988 года началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а в 1990 году (впервые с 1946 года – по официальной статистике) в промышленности.
    В результате правительство все больше склонялось к третьему варианту решения затруднений, реализуемому за счет населения. Он состоял: в жестком контроле за доходами граждан и предприятий, в проведении денежной реформы с неэквивалентным (за пределами установленной суммы) обменом, что должно было резко сократить объем необеспеченных товарных массой сбережений. Такой обмен  пятидесяти и сторублевых купюр на купюры нового образца был произведен по инициативе председателя Совета Министров СССР В.С. Павлова. Изъятые реформой  14 миллиардов рублей были вновь выпущены в обращение за 2-3 последующих месяца. 2 апреля этого же года в 2-4 раза повышены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло резкое падение жизненного уровня населения.
    Летом и осенью 1990 года среди ученых и политиков шла острая дискуссия вокруг экономических программ Рыжкова – Абалкина и Шаталина – Явлинского по выводу страны из кризиса. Программы отличались степенью радикализации и решительности. Затем была создана компромиссная программа Павлова – Щербакова, летом 1991 года принятая  Верховным Советом СССР, но августовская попытка государственного переворота перечеркнула и ее.
    Главными причинами неудач  экономического реформирования в годы "перестройки" стали:
•    непрерывные  корректировки принимаемых экономических реформ;
•    промедление в осуществлении уже принятых решений;
•    начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления;
•    отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической и духовных сферах;
•    обострение проблемы национального сепаратизма и ослабление роли центра;
•    активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны;
•    утрата населением веры в способность Горбачева добиться реальных перемен к  лучшему.
К лету 1991года экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах.

Основные направления внешней политики при Горбачеве.


Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР ( вместо А.А. Громыко пришел бывший Первый секретарь ЦК КП Грузии Шеварднадзе Э.А.). Были определены  основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь с США); начало двухстороннего начла сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке.
    В 1987 году оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ раскола мира на две системы, признавала целостность и неделимость мира, отвергла использование силы для решения мировых проблем, объявляла приоритет общечеловеческим ценностям над классовыми, национальными, идеологическими.
    В ноябре 1985 года состоялась первая встреча М.С. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом, уже в 1987 году СССР и США подписали договор об уничтожении целого класса ядерных вооружений.
    Вскоре СССР согласился в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружения.
    В 1989 году начался вывод советских войск из стран Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена коммунистического руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании, Монголии. В конце 1989 года вооруженным путем был свергнут режим Н.Чаушеску в Румынии.
    Главной среди региональных проблем для СССР оставалась война в Афганистане. Нужно было ее любой ценой остановить. В апреле 1988 года было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск.  15 февраля 1989 года завершился вывод из Афганистана почти 100 тысяч советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тысяч советских военнослужащих, из которых 14,5 тысяч было убито, 53,7 тысяч было ранено).
    При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы – кубинские войска. Это сняло последнее препятствие с урегулирования отношений с Китаем.
    Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия.
    С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно – ядерной войны. Не только на востоке, но и на западе стали говорить о завершении "холодной войны". Участились контакты между людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и целых видов ядерных вооружений.
    Оздоровилась обстановка  в целом ряде регионов, где долгие годы СССР и США поддерживали враждующие политические силы, - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке.
    Демократические перемены произошли в целом ряде стран, где впервые за долгие годы прошли свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение.
    Вместе с тем "новое мышление" имело и другую сторону. Из "холодной войны" вышел лишь одни победитель – западные страны во главе с США. Другой участник – СССР и "восточный блок" – не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это вело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность  в мире. Искушение для США воспользоваться  новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они не использовали его. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.
   
Заключение.


    Подводя итоги, можно констатировать, что реформы, начатые в 1985 году, были необходимы. В руководстве партии и государства понимали это еще в 60-е годы, затем – в начале 80-х. Но, очевидно, так же понимали, что реально реформировать экономику, устранить недостатки политического развития можно только путем серьезных изменений в политической системе страны. Большинство в ЦК партии этого не хотели и боялись. Поэтому реформы были робкими, половинчатыми и незавершенными. В результате постепенно накапливающиеся кризисные явления во всех сферах жизни привели страну на порог краха.
    Трудно сказать, как бы развернулись события, если бы Ю.В.Андропов находился у власти не несколько месяцев, а несколько лет. Вполне возможно, что сценарий реформ был бы примерно таким же, как при М.С. Горбачеве. Очевидно одно: в середине 80-х у высших государственных чиновников не было другого выхода, как начать реформы. Возможно, что если бы кризис не был столь глубоким, то и эти реформы постигла бы участь прежних новаторских начинаний. Во всяком случае, первоначально  М.С. Горбачев и его окружение стремились к радикальным преобразованиям. Годы перестройки показали, что у Горбачева и его команды не было четкой программы действий, рассчитанной на несколько лет. Особенно это касается экономической сферы, где реформаторам не удалось сделать ничего. Они не смогли разработать эффективную экономическую концепцию, опирались, в основном, на внеэкономические рычаги и стимулы.
    Перестройка закончилась углублением экономического кризиса, распадом СССР. Многие обвиняют в этом исключительно М.С. Горбачева. Однако Горбачев, хотя не все его действия были последовательными и продуманными, бросил вызов сложившейся системе власти. Ему удалось вывести реформы за рамки частичных, косметических мер, способных лишь продлить агонию старой системы. На мой взгляд, в этом есть вина и предыдущих руководителей, в том числе и "реформистов", в частности Ю. Андропова, которые не смогли найти приемлемых для страны способов управления.
    В настоящее время М.С. Горбачев ведет активную общественно-политическую деятельность. Он возглавил Фонд, занимающийся научными исследованиями и благотворительностью, поддерживает широкие контакты с зарубежной общественностью. Горбачев выступил одним из инициаторов создания в России социал-демократической партии. В1990 году стал лауреатом Нобелевской премии мира.


Список литературы:

1.    Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций. - М: ИНФРА-М,2000, с171-187.
2.    Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов - на – Дону, 1995, с. 38-39.
3.    Канке В.А. Философия: Учебное пособие. – М: Логос, 2002, с.4-16.
4.    Данилов В.А. История России: В вопросах и ответах – М: Дрофа, 2003, с.266-283.
5.    Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны для  всего мира. – М, 1988.
6.    Перестройка и современный мир. -  М,1989.
7.    Загладин Н.В. История Отечества. 20 век: Учебник для 9 класс. – М: "Русское слово", 2002,с.305-306.
8.    Малая энциклопедия персоналий: 2000 великих людей. – М: АСТ, 2001, с.107.
Категория: Статьи учеников | Добавил: Admin (17.01.2011) | Автор: Куртанидзе Ирма, 11 кл., 2005 год
Просмотров: 10560 | Теги: Реферат по Истории | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск на сайте

Полезные ресурсы

Интересное в сети

Контакты
МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа"
671614, Россия, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Читкан, улица Школьная, дом 40
Часы работы: пн-пт 8:00-17:00
Тел/факс:
+7 (30131) 9-51-35
Сайт: //schoolchitkan.ucoz.ru
E-mail:

Сейчас на сайте
Коментарии: 79
Фото: 295
Блог: 2
Новостей: 216
Файлов: 56
Статей: 82
Cайтов: 5
Guestbook: 4
Тесты: 7


МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz