Цели: научиться определять виды информационного процесса в системах различной природы; научиться работать со знаком I и образом как носителями информации.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Что такое информация? (Примерный ответ. Нельзя дать однозначное определение такого сложного понятия. Мы будем понимать под информацией смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.) Как может быть представлена информация? Приведите примеры. (Примерный ответ. Информация после предварительной обработки и представления какими-либо знаковыми системами сохраняется на внешнем носителе и становится сведениями. Например, сведения могут содержаться в книгах, газетах, журналах. Прочитанные сведения наделяются читающим новым смыслом, и часть информации мо¬жет быть сохранена в памяти человека. Тогда информация становится знанием данного человека.) Зависят ли смысл, содержание информации от способа ее представления? (Примерный ответ. Да, зависят. Если информация представлена с помощью знаков, то каждый человек может данный знак или совокупность знаков наделять собственным смыслом. Информация, представленная с помощью сигналов, достаточно формализована, и практически не происходит искажения смысла.) Что такое алфавит? Приведите примеры. (Примерный ответ. Алфавит — это конечная совокупность знаков, использующихся для хранения информации. Например, алфавит русского языка, набор математических символов, музыкальная грамота, синтаксис языка Паскаль и т. д.)
III. Теоретический материал урока
Урок необходимо начать с актуализации учебного материала, рассмотренного на предыдущем уроке, с фиксацией действий, выполняемых над сведениями, информацией, знаниями: «Сведения содержатся в..., информация извлекается из..., знания сохраняются в...». Когда речь идет об извлечении информации из окружающей среды, из сведений и сообщений, необходимо сказать об уровне абстракции рассматриваемого понятия. Получается, что информация есть нечто, содержащееся в мире, книгах, сообщениях, но как материальное явление или объект мы не можем ее распознать. Другими словами, речь идет о смысле, содержащемся в различных источниках. Затем необходимо рассмотреть, какие действия мы выполняем, работая с информацией (стоит отметить, что на данном эта¬пе пока идет оперирование понятием на бытовом уровне). Выделяем основные действия: обмен, поиск, хранение, обработка информации. Данный урок ценен не только в содержательном, о и в методическом плане. Необходимо зафиксировать внимание учащихся на особенностях протекания информационных процессов в системе человек-человек и внутри самого человека (базовой информационной, коммуникативно-информационной системе информационной подсистеме). Хранение. Здесь необходимо выделить особенности форм хранения информации на внешних и внутренних носителях. Закрепляем понятие «носитель», и на этом стоит остановиться особо. Ком виде хранятся сведения в книгах, в сознании человека, в техническом устройстве? Символы, слова, нейроны, электрические сигналы и т. д. - все используется для хранения информации. И здесь рассматриваем различия разных носителей информации и повторяем функциональные характеристики знака и сигнала. На данном уроке рассматривается знак как средство оформления, придания формы информации. Это означает, что существует окружающая действительность, независимая от нашего сознания. Для общения (коммуникации), обмена и хранения информации используются знаки-слова, знаки-символы (условные рисунки). Знаки наполняются определенным смыслом, имеющим небольшой диапазон значений, что позволяет людям достаточно хорошо понимать друг друга при использовании данных знаков. Одной из основных знаковых систем, используемых человеком, выступает язык. Нужно отметить, что различают два типа знаковых систем, для одной из которых характерным является использование символов, не несущих в себе смысловой нагрузки, когда смысл приобретает лишь определенная совокупность символов. Другой тип, когда символы (иероглифы) сами являются информационными единицами, обладающими определенным смыслом. Именно этим объясняется различие в европейском и восточном типе мышления. Для действий обмена в системе человек—человек характерно использование всех каналов восприятия, и для адекватного отражения окружающего мира необходимо ощущение полного эмоционального комфорта. Как можно объяснить вышесказанное? Люди обмениваются информацией, при этом воспринимаются не только слова и смыслы. Очень важную роль в восприятии информации играют запахи, звуки и эмоциональное состояние воспринимающих. Высока роль и внутреннего отношения к говорящему. Если человек по какой-либо причине неприятен, вызывает раздражение, то и произносимые им слова не вызывают ожидаемого отклика со стороны слушающего. Кстати, стоит отметить, что именно этот фактор порой является причиной плохой успеваемости школьников. Необходимо подчеркнуть, что, для того чтобы информация была воспринята ребенком, нужно работать с имеющимися об¬разами, хранящимися в его сознании. При работе с образами активизируется правое полушарие головного мозга, а т. к. традиционно в школьной практике делается упор на развитие левого полушария, то здесь происходят компенсационные процессы! позволяющие равномерно развивать оба полушария (когнитивные структуры головного мозга). Равномерное развитие обоих полушарий позволяет развивать творческое мышление ребенка При обмене информацией необходимо учитывать очень важный фактор - условия сохранения информации в памяти человека Любые знания в памяти хранятся в виде образов. Данный образ включает весь комплекс восприятия человека. То есть с опреденным словом связываются все ощущения: тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые, вестибулярные, мышечные и т. д. Невозможно двум абсолютно одинаковым людям создать полностью одинаковые условия для воспроизведения в памяти абсолютно одинакового образа. Слово одно, а восприятие слова и воспоминание о нем у всех абсолютно разные. Здесь можно предложить следующие задание: учитель называет слово, а дети должны озвучить тот образ, который у них возник. Например, слово «береза». Образы, естественно, у всех будут раз¬ные, что очень удивляет учеников. И здесь необходимо подчеркнуть то, что люди по-разному воспринимают мир и слова, — это совершенно нормальное явление. И чтобы понимать друг друга, необходимо сразу оговаривать условия общения (коммуникации) и наполнять одинаковым содержанием используемые понятия. Как мы уже отмечали, для обмена информацией необходимо существование системы, состоящей из источника информации и приемника информации. Затем необходимо привести примеры различных систем с выделением источника, приемника, носителя информации и отмечать, что является каналом передачи информации, при этом постоянно повторяются слова «система», «элементы системы», «связь между элементами». Учитель — ученик: учитель — источник информации, ученик — приемник информации, носитель информации - звуковая волна, воздух - канал передачи информации. Человек - компьютер: человек - источник информации, компьютер - приемник, электричество - носитель информации, канал передачи - провода. Компьютер - человек: компьютер - источник, человек - при¬емник, канал передачи - монитор, носитель информации - изображение на экране. Для закрепления учебного материала предлагается привести несколько примеров систем различной природы с описанием всех элементов информационного обмена. Практика показывает, что учащиеся с трудом находят примеры из жизни. Сложность составляет выделение из окружающей действительности какого-либо объекта в виде информационной системы и выделение элементов системы. Чаще всего предлагают примеры, аналогичные рассмотренным учителем. Можно еще предложить примеры, очень интересные в методическом плане. Отопительная система — человек: отопительная система — источник информации, человек — приемник, канал передачи — воздух, носитель информации — воздух. Отопительная система — человек, который держит руку на отопительной системе: отопительная система — источник информации, человек — приемник, канал передачи — отопительная система, носитель информации — отопительная система (вода не является носителем информации, т. к. непосредственный контакт осуществляется именно с отопительной системой).
IV. Закрепление изученного материала
Что нового сегодня мы узнали на уроке? (Какие действия можно осуществлять над информацией.) Назовите все рассмотренные сегодня действия над информацией. (Хранение, обмен, представление, обработка.) Мы не стали подробно останавливаться на процессах обработки информации. Попытайтесь сами объяснить способы ее обработки. (Примерный ответ. Характерной особенностью обработки информации является способность получе-ния новой информации из имеющихся данных. Например, к обработке информации относятся решение задачи, пере¬вод текста, написание сочинения, реферата и т. д.) Какими средствами можно представить информацию? (Примерный ответ. Любыми знаковыми средствами, лишь с условием предварительной договоренности между людь¬ми. Например, для обозначения двоичной системы решим воспользоваться символами «+» и «—». Если данное соглашение не будет принято большинством людей, то этими средствами мы можем воспользоваться для кодирования (засекречивания) своей информации.)
Домашнее задание
Привести 10 примеров систем, в которых должны быть выделены источник и приемник информации, носитель и канал передачи информации. Подготовиться к проверке знаний по пройденному материалу.