МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа"Четверг, 02.05.2024, 04:12

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Вход

Меню сайта

Категории раздела
Статьи Прокушева В.И. [6]
Внештатный корреспондент газеты "Баргузинская правда"
Интересное [0]
Школьные статьи [27]
Разное, школьная жизнь
Информатика и ИКТ [8]
Статьи, инструкции, ремонт и настройка ПК, системному администратору, настройка OC Линукс(Linux)
Статьи учеников [18]
Сочинения, рассказы, стихотворения и т.д.
Физкультура [11]
Статьи, методические разработки по физической культуре
Русский язык и литература [1]
Cтатьи и материал по русскому языку и литературе
Технология [2]
Статьи, поурочные разработки, тематическое и поурочное планирование
Уголок здоровья [4]
Статьи на медицинские темы
ОБЖ [2]
Гражданско-патриотическое воспитание, зарницы, смотры, сборы и т.д.
История [3]
Статьи, поурочные разработки и т. д.
Обществознание [0]

Мини-чат

Наш опрос
Оцените сайт Читканской школы
Всего ответов: 106

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » История

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕСНЯ В ФОЛЬКЛОРЕ СТАРОЖИЛОВ – СИБИРЯКОВ
    В системе песенной лирики забайкальского региона, представленного несколькими локальными группами русского населения, протяжная песня занимает значительное место.
    Одни из основных историко-культурных слоев Забайкалья – это старожильческое население крестьян-сибиряков, землепашцев-потомков первопоселенцев, которые пришли в Сибирь в XII-XVIII вв. по большей части из северных областей России, как считают некоторые ученые, из Поморья. Заселение русскими Забайкалья осуществлялось путем стихийного переселения из Байкало-Илимского края, но оно уже было вторичным явлением по отношению к переселенческим потокам в Сибири из Европейской части России.
    Несмотря на то, что в результате миграционных процессов раннепоселенцы с Русского Севера перемещались с потоками переселенцев из других мест, севернорусские корневые истоки как основа старожильческого населения   Забайкалья просматриваются и в XX в. Особенно эта связь сохранилась в языке музыкальной стилистике. "Сибиряки, как и население северных губерний Европейской России (Архангельской, Вологодской, Ярославской и др.), твердо произносят букву "о", имена прилагательные и местоимения употребляют в усеченном окончании, например, больша, меньша, котора, така… (что иногда встречается и во внетренних губерниях Европейской России)", - отмечал Г.М. Осокин в начале века.
    Села пашенных крестьян возникали, в основном, на наиболее пригодных для развития земледелия территориях, и в результате большая часть русского населения сконцентрировалась в сельскохозяйственных районах. Забайкальскому земледельцу приходилось затрачивать больше сил и средств, чем крестьянину в центре и на юге России, поэтому он отличался своими трудовыми традициями, промыслами, в немалой степени усваивая примеры жизни аборигенов-бурят. "Хотя, переселяясь в Сибирь, русское население принесло с собой свои родные обычаи, обряды, сказания, легенды, но, изменяясь впоследствии в лице своих потомков само в бытовом отношении, оно нименуемо должно было изменить некоторые свои предания, сказания старины" – писал Г.М. Осокин.
    Сибиряки-старожилы, сближаясь с местным населением, "значительно утратили свой первоначальный тип", местные жители от смешанных браков получили названия "карымы". В селах Старый Заган и Подлопатки Мухоршибирского района, а также в ряде сел Тункинской долины проживают сибиряки, которые отличаются и по внешнему виду, и по говору.
    Место исхода и степень связи с другими культурными традициями, как славянского, так и иноэтического населения, привели к созданию микролокальных традиций, которые в условиях пространственной разброшенности сохраняли свою разнородность, как, например, в Тунке, где рядом живут русские и буряты, поют русские и бурятские песни. Здесь же, в нескольких километрах, находится бывшее казачье село Никольское, в настоящее время там живут потомки казаков (осталось несколько дворов). По рассказам местных жителей, в репертуаре никольцев когда-то были только казачьи песни. В начале 90-х гг. уже не удалось записать песенный фольклор, характеризующий казачью традицию.
    Устойчивость общерусских качеств в условиях межетнических контактов – одна из особенностей бытования фольклора в этническом пограничье. Русские переселенцы принесли в Забайкалье свои хозяйственные навыки, бытовые традиции. Попадая в иные природные условия, соседствуя с другими народами, русские испытали влияние новых факторов. Но в то же время сохранили характерные особенности своей культуры, которые проявились в быту, одежде, в фольклорной традиции, в том числе и песенном репертуаре.
    Песенный фольклор в старожильческих селах, несмотря на многие потери, по – прежнему  остается наиболее развитым и жизнеспособным. Н.В. Соболева, исследовавшая фольклорную традицию русских старожильческих сел Бичурского района в 1996-1998 гг., отмечает, что наиболее процветающей является здесь песенная традиция. "Среди известных встречаются редкие сюжеты протяжных песен, такие, как "Калинушка - размалинушка", "Ты не стой, не стой", "Гармалютка парень сламный", "Вечер вечереет, колышется трава", "Спит аул" и др."
    Основу песенного репертуара старожильческого населения, как и других локальных групп русского населения Забайкалья – семейских и казаков, составляют лирические песни протяжного характера. Это песни о тяжелом положении женщины в семье мужа, о неудачном браке, о несчастной любви, исполняемые в основном женским и смешанным ансамблем. Многочисленные записи таких песен в исполнении певческих групп разных сел, их повторные записи, позволяют говорить об их широкой распространенности и довольно хорошей сохранности. Такие протяжные песни, как "Молодой чумашек" ("Зеленый дубочек"), "У меня под окном расцветала сирень", "Растет-цветет черемушка" и некоторые другие повсеместно бытуют среди различных групп русского населения.
    Песенный репертуар старожильского населения Забайкалья является частью общенародной песенной лирики, общерусского фольклорного фонда, поэтому и основа поэтики лирической песни старожилов-сибиряков лежит в русле поэтических основ русской народной лирической поэзии в целом. Однако, песня характеризуется не только поэтическими содержанием вербального текста, но и музыкального, ощутимым компонентом которого является исполнение. В различных традициях в разном соотношении между собой находятся все три стороны, составляющие жизнь песни.
Полевые исследования показали, что нагрузка  в создании образа и передачи содержания как вербального, так и музыкального, ложится в локальных группах на каждый компонент неодинаково. Рассматривая семейскую песню, мы отметили приоритет мелодического звучания ее над вербальным текстом., который, в сущности, терялся за характерным семейским многоголосным распевом, насыщенным огласовками, дополнительными гласным, которыми обрастает почти каждое слово, замысловатыми "коленами". В старожительской песне на первое место выступает поэтическое содержание, мелодия имеет значение, если не равное, то второстепенное.
    Соседствующие локальные песенные традиции выступают между собой в сложные, неоднозначные взаимоотношения. Особый интерес в этом отношении вызывает песенная традиция с. Старый Заган Мухоршибирского района, обусловленная специфической историко-демографической ситуацией - тесными бытовыми и культурными контактами семейских и старожилов - сибиряков. Полевые исследования, проведенные автором в 1997 и 1998 гг. в селах Старый и Новый Заган, позволили ответить на вопрос об устойчивости исторически обусловленной локальной фольклорной традиции села, заселенного старообрядцами и освоенного в конце XVII в. (1698 г.). в беседе с местными жителями выяснилось, что, несмотря на территориальную близость, села сохраняли свою обособленность вплоть до 1930-х гг., даже запрещалось брать невесту из соседнего села. лишь складывается семейно-брачные отношения. В конце 90-х годов, когда мы записывали песни в Старом Загане, основными исполнителями были овдовевшие женщины, у многих из них мужья не вернулись с войны. Этот ансамбль был не семейный, а сельский, в нем свои запевалы, для каждой песни распределено, кто подхватывает, кто выводит верхний голос. Иногда с женским ансамблем пел Я.М. Хохлов: "Он хоть побасит", - заметила одна из исполнительниц. В этом селе как бы соединились две певческие традиции. Основу села составляет старожильческое население, но много "молодух" из семейских, которые себя относят уже к старожильческой группе. Когда мы попросили спеть песни, то сразу произошло разделение. Семейские пели по-своему, а старожилы с ними петь не могли. Такие песни, как "Отец мой был природный пахарь", "На большом станционном вокзале", "Два храбрых героя",  имея почти одинаковый поэтический текст, музыкально исполнялись совершенно по-разному. Если семейские распевают каждый слог, каждое слово, то у "сибиряков" текст идет ровный, произносится одновременно и как бы "разом".
    В песенной традиции потомков первых засельщиков Забайкалья – старожильческого русского населения, хотя имела место мужская исполнительская традиция, но она не являлась основной, как у казаков или в отдельных очагах семейских.
    Наибольшее распространение у старожилов получили протяжные песни в женском и смешанном исполнении, чаще всего в семейном ансамблевом пении. Такое семейное пение (или по родственному принципу) создавало постоянный микролокальный коллектив, в котором закреплялась определенная функция за каждым голосом во время исполнения и порядок вступления голосов. Семейная певческая традиция не замыкалась в узком кругу, она неизбежно выходила на сельскую общину.
    Песенный репертуар является в своей основе общим не только внутри локальных групп, но и в Забайкалье в целом. Эта общность, несмотря на различия в истоках, и как следствие, в манере исполнения песен, объясняется не только близостью отдельных сел, но и тем, что на протяжении не одного столетия крестьяне, казаки, старообрядцы жили и трудились рядом, что привело постепенно к взаимопроникновению культур, к созданию специфических, колоритных особенностей каждой песенной традиции.
Категория: История | Добавил: Admin (15.01.2011)
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск на сайте

Полезные ресурсы

Интересное в сети

Контакты
МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа"
671614, Россия, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Читкан, улица Школьная, дом 40
Часы работы: пн-пт 8:00-17:00
Тел/факс:
+7 (30131) 9-51-35
Сайт: //schoolchitkan.ucoz.ru
E-mail:

Сейчас на сайте
Коментарии: 80
Фото: 295
Блог: 2
Новостей: 216
Файлов: 56
Статей: 82
Cайтов: 5
Guestbook: 4
Тесты: 7


МБОУ "Читканская средняя общеобразовательная школа" © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz